rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

МТС представляет результаты пилотного проекта интеллектуальной транспортной системы на базе ГЛОНАСС

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (NYSE: MBT), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, и ООО «М2М Телематика», ведущий российский холдинг, объединяющий разработчиков, производителей, системных интеграторов и поставщиков законченных решений и услуг на рынке транспортной телематики и спутниковой навигации, объявляют о первых результатах совместного пилотного проекта по автоматизированному мониторингу городского транспорта с помощью технологии ГЛОНАСС, реализованного в Рязани.

«Широкое внедрение М2М сервисов в инфраструктуру городского хозяйства может стать мощным стимулом модернизации, и как, следствие, повышения эффективности работы и экономии бюджета муниципальных образований. М2M сервисы в России и странах СНГ сегодня находятся на первоначальном этапе развития – ими пользуются всего 0,5% абонентов. Мы видим большой интерес к данным проектам во многих регионах страны и уверены в необходимости тиражирования данного проекта. Мы рассчитываем, что в течение трех лет проникновение М2М сервисов по нашей абонентской базе увеличится до 2,5-3%, а в течение ближайших пяти лет, по нашим консервативным оценкам, число пользователей M2M сервисов МТС в России превысит три миллиона. Мировая практика показывает, что эти планы вполне реалистичны», — отметил директор «МТС Россия» Александр Поповский. 

Запуск в Рязани проекта Интеллектуальных транспортных систем в апреле 2009 года позволил увеличить показатель регулярности движения пассажирского транспорта до 99,9%, экономия на горюче-смазочных материалах достигла 25%. Кроме того, оптимизирована работа служб экстренного реагирования - скорость прибытия бригад скорой помощи в Рязани выросла на 10%. 

В ходе проекта на транспортные средства были установлены абонентские терминалы ГЛОНАСС, которые позволяют с высокой точностью отслеживать движение транспортного средства в реальном времени на территории всей России. Терминалы с поддержкой GPRS-технологии обеспечивают передачу на сервер навигационной информации о местонахождении городского транспорта, подключенного к программе, с заданной периодичностью. 

На базе центральной диспетчерской службы в Рязани создана единая автоматизированная городская навигационно-информационная система, которая осуществляет диспетчеризацию общественного пассажирского транспорта и транспорта специальных технических служб: скорой медицинской помощи, ЖКХ, водоканала и других. 

На уровне региона создан ситуационно-навигационный центр Губернатора Рязанской области, который позволяет не только отслеживать работу транспорта, но и более оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, координируя транспорт таких структур, как МЧС, МВД, государственная инспекция по маломерным судам, медицина катастроф. 

Терминалами ГЛОНАСС оборудовано 700 автомобилей МУП г. Рязани «Рязанская автоколонна №1310», МУП г. Рязани «Троллейбусно-трамвайное управление» и ряда коммерческих перевозчиков, а это составляет 80% общественного транспорта города и 30% - коммерческого. Планируется, что к сентябрю 2010 года система ГЛОНАСС будет контролировать весь муниципальный транспорт города. Активно оснащается пассажирский транспорт, осуществляющий перевозки по пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения.

Дополнительная информация к пресс-релизу о первых результатах проекта Интеллектуальной транспортной системы на базе ГЛОНАСС в Рязани 

Первый проект Интеллектуальной транспортной системы на базе ГЛОНАСС[1] в Рязани был запущен МТС совместно с ведущим российским холдингом на рынке транспортной телематики и спутниковой навигации ООО «М2М Телематика» в апреле 2009 года. В рамках проекта осуществляется автоматизированный мониторинг транспорта Рязани с помощью технологии ГЛОНАСС. 

В рамках проекта терминалами ГЛОНАСС оборудовано 700 автомобилей МУП г. Рязани «Рязанская автоколонна №1310», МУП г. Рязани «Троллейбусно-трамвайное управление» и ряда коммерческих перевозчиков. В общей сложности охвачено 80% общественного транспорта города и 30% - коммерческого. К сентябрю этого года система ГЛОНАСС будет контролировать весь муниципальный транспорт города. Активно оснащается пассажирский транспорт, осуществляющий перевозки по пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения. В 2011 году оборудованием ГЛОНАСС планируется оснастить более 1000 единиц коммерческого транспорта Рязани и Рязанской области. 

Преимущества Интеллектуальной транспортной системы на базе ГЛОНАСС

  • Повышение регулярности движения пассажирского транспорта до 99,9%
  • Экономия на горюче-смазочных материалах до 25%
  • Повышение оперативности реагирования экстренных служб (например, бригады скорой помощи в Рязани стали прибывать на 10% быстрее)
  • Повышение безопасности транспортировки
  • Существенное снижение эксплуатационных издержек автопарка
  • Оптимизация логистики 

Как работает система мониторинга автотранспорта

МТС совместно с «M2M Телематика» разработали комплексное решение для реализации сервиса мониторинга автотранспорта. 

В системе мониторинга городского транспорта г. Рязань используется GSM-связь с подвижными объектами, оснащенными мобильными терминалами ГЛОНАСС. На транспортных средствах устанавливается мобильный терминал с ГЛОНАСС-приемником, который позволяет определить местоположение объекта относительно нескольких спутников на геостационарных орбитах и рассчитать его точные географические координаты (вплоть до нескольких метров). Через заданные интервалы времени мобильный терминал каждого автомобиля через GPRS-канал МТС передает информацию единой автоматизированной городской навигационно-информационной системе Центральной Диспетчерской Службы Рязани, координирующей передвижение общественного пассажирского транспорта и транспорта специальных технических служб: скорая медицинская помощь, ЖКХ, водоканал и др. Данные также поступают в ситуационно-навигационный центр Губернатора Рязанской области, чтобы не только отслеживать работу транспорта, но и более оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, координируя транспорт МЧС и МВД  и других структур экстренного реагирования. Такую схему передачи данных называют телематика, или M2M (machine-to-machine)[2]

Такая система мониторинга автотранспорта обеспечивает в автоматическом режиме следующие функции:

  • определение местоположения автомобиля на электронной карте;
  • координацию движения автотранспорта благодаря рассылке сообщений диспетчера;
  • определение параметров движения автомобиля и составление истории маршрута транспорта (отчеты о пробеге, местопребывании);
  • контроль расхода топлива (в случае подключения датчика уровня топлива);
  • создание истории перемещений автомобилей, обеспечение возможности диспетчеру получать в автоматическом режиме информацию о местоположении машин на мобильный телефон или электронную почту с заданным интервалом или по расписанию. 

Кроме того, система мониторинга способствует снижению издержек за счет:

  • оптимизации маршрутов движения транспорта;
  • отслеживания скоростного режима движения автомобиля (сокращение корпоративных расходов на штрафы за превышение скорости); 
  • снижения непроизводственных расходов предприятия на топливо при использовании транспорта в личных целях;
  • возможности определения местонахождения автомобиля в случае угона и сокращение корпоративных расходов на автострахование (поскольку автомобиль фактически оснащен спутниковой противоугонной системой). 

Для функционирования этих услуг МТС предоставляет транспортную инфраструктуру, т.е. свои сети связи и доступ к ним через выделенную APN (выделенную точку доступа).  Применяемые технологии МТС исключают несанкционированный доступ к потоку передаваемых данных.

Проекты, реализованные в Рязани в рамках Интеллектуальной транспортной системы

Проект «Умная остановка»

Комплексная информационная система «Умная остановка», впервые внедренная в Рязани, позволяет значительно повысить качество обслуживания пассажиров наземного общественного транспорта за счет обеспечения их актуальной информацией о расписаниях, маршрутах и графиках движения пассажирского транспорта. Внедрение системы  обеспечивает и безопасность в случае возникновения чрезвычайных ситуаций за счет видеомониторинга остановки и прилегающих к ней территорий, а также возможности незамедлительно сообщить о происшествии в службы экстренного реагирования с помощью тревожной кнопки. 

Одним из элементов проекта стало оснащение остановок общественно транспорта информационным табло. В июне 2010 года на остановке «Дом художника» по направлению от площади Ленина до площади Победы в центре Рязани было установлено первое информационное табло, сегодня подобных «умных» табло уже 3 и в ближайшее время ими планируется оснастить все центральные остановки города.

Рязань стала одним из первых российских городов, где реализованы информационные сервисы для населения, основанные на технологиях ГЛОНАСС. Информацию о пробках можно узнать в Интернете на сайте www.probki62.ru, следить за общественным транспортом Рязани можно на сайте www.bus62.ru. 

Проект «ЭРА ГЛОНАСС»

В рамках ИТС Рязани реализуется проект экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС» - ключевой проект федерального сетевого оператора ОАО «Навигационно-информационные системы». По сути, это аналог системы eCall, когда местонахождение телефона, с которого был получен сигнал о помощи, определяется путем триангуляции, предполагающей измерение удаленности телефонного аппарата от расположенных поблизости базовых станций сотовой связи на основе оценки задержки при обмене данными.

Основной задачей проекта станет спасение жизней россиян во время всевозможных чрезвычайных ситуаций. 

Проект «Безопасный автобус»

По  официальным данным ГИБДД, в целом, количество ДТП в России постепенно уменьшается (общее число ДТП за 2007 г. – 234 тыс., за 2008 г.- 218 тыс., за 2009 г. – 204 тыс.) Однако, по-прежнему, остается угроза возникновения иных чрезвычайных и криминальных ситуаций на пассажирском транспорте, в том числе, и террористических актов. В рамках решения данной проблемы в России впервые внедрены элементы Интеллектуальной Транспортной Системы. В Рязани реализуется проект «Безопасный автобус», позволяющий  обеспечить максимальную безопасность пассажиров городского транспорта. Каждый автобус будет оснащен мониторинговым оборудованием – видеокамерами, датчиками учета пассажиропотока и задымления в салоне, а также скрытой тревожной кнопкой в кабине водителя. 

Другие проекты в области мониторинга транспорта в РФ

В январе 2010 года компания МТС совместно с ОАО «Ситроникс» реализовала проект по автоматизированному мониторингу автотранспорта с помощью услуги «НИКА» для одного из лидеров молочной индустрии России и стран СНГ – ОАО «Компания Юнимилк», что позволило снизить эксплуатационные издержки с помощью постоянного контроля процесса перевозок. 

Проекты по мониторингу городского автотранспорта запущены в 2010 году в Ярославле совместно с МУП «Яргортранс», ГУП ЯО «Ярославское АТП» и ОАО «ЯПАТП-3». Планируется запустить проект с МУП «Яргорэлектротранс», которое обеспечивает движение 160 троллейбусов и трамваев в городе. 

В Брянске работает проект с МУП «Брянское троллейбусное управление», в рамках которого с помощью технологии GPS отслеживается интервал движения троллейбусов по всем маршрутам города. 

В ряде регионов Центрального федерального округа реализуются проекты с Управлением внутренних дел. В основном они предназначены для определения местоположения патрульных автомобилей во время несения службы. 

Автономная система мониторинга транспорта на основе решений «Ситроникс» и сети связи МТС была внедрена в ГУП «Зеленоградский автокомбинат» и заслуженно получила положительные отзывы мэрии Москвы. За счет использования технологий определения местонахождения и мониторинга автотранспорта «Зеленоградскому автокомбинату» удалось сократить непроизводственные пробеги автомобилей и расход горюче-смазочных материалов на 5% и обеспечить тем самым снижение расходов на 6,1 млн. руб. в год. 

Аналогичный сервис лежит в основе автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления выездными бригадами скорой помощи в Москве. Порядка 850 автомобилей столичной скорой помощи оснащены мобильными терминалами и обслуживаются через сеть МТС. 

Услугу мониторинга корпоративного автомобильного транспорта на базе телематического решения «НИКА» «Ситроникс» и МТС также реализовали для московского метрополитена. 

Системы мониторинга городского автотранспорта с помощью технологий МТС также действуют в Красноярске, Самаре. 

Перспективы развития услуг по определению местоположения

Услуги по определению местоположения относятся к сфере М2М-технологии. M2M сервисы в России и странах СНГ сегодня находятся на первоначальном этапе развития. Например, по нашим оценкам, количество M2M модулей в сети МТС на наиболее развитом в этом отношении рынке – в Москве – сегодня составляет менее 1% абонентской базы. Общее количество подключенных машин по нашим оценкам составляет порядка 1,2-1,5 млн. устройств. Однако пример развития М2М в других странах позволяет делать оптимистичные прогнозы. Уже сейчас действует около 100 млн. устройств, дистанционно передающих данные в центры обработки информации. Причем по оценкам экспертов, наибольшее развитие получит передача данных M2M по беспроводным сетям, т.к. это более оптимальный и выгодный способ — помимо очевидной экономии на прокладке кабелей беспроводная передача данных обеспечивает существенное сокращение продолжительности сессий между устройствами: в мобильной сети средняя продолжительность сессии передачи данных сегодня составляет около 5 сек. против примерно 20 сек. для проводной сети общего пользования. 

По данным Berg Insight, в Европе средняя доля клиентов М2М услуг в структуре абонентской базы мобильных операторов равняется 2.4%. МТС рассчитывает, что сможет выйти на 2,5-3% в течение 3 лет. Хотя возможно, рынок будет развиваться еще быстрее. В течение ближайших пяти лет, по нашим консервативным оценкам, число пользователей M2M сервисов МТС в России превысит 3 млн. Мировая практика показывает, что эти планы вполне реалистичны. Прогнозируемый рост рынка М2М в мире, по оценке агентств Future World Consultancy, RSA, Allied Business, Berg Insight, ABI Research, - 80-120% в год до 2012 года. 

Уже сегодня наблюдается формирование устойчиво развивающихся сегментов  machine-2-machine на рынке грузоперевозок и пассажирского транспорта, систем персональной автомобильной и пешеходной навигации, и это позволяет рассчитывать на повышение востребованности услуг по определению местоположения как в корпоративном, так и в массовом сегменте. В перспективе, повсеместная интеграция навигационных систем все больше будет нуждаться в обеспечении и модернизации транспорта для передачи данных от устройства к поставщику решений, соответственно мобильный оператор связи с его развернутой инфраструктурой, становится ключевым и неотъемлемым звеном в общей цепочке. Распространение мобильной связи в мире и в России способствует быстрому развитию M2M сервисов, поскольку она обеспечивает недорогой и эффективный способ связи между устройствами в зоне покрытия сотовой сети. Сегодня практически любое устройство, снабженное микропроцессором, может быть подключено к сети с помощью GSM модуля и обмениваться данными с другими устройствами или центром обработки информации по каналам GPRS, SMS, CSD или MMS. 

Кроме того, оператор связи может выступать на данном рынке и как поставщик собственных конечных приложений для абонента. В этом направлении на протяжении нескольких лет движется и наша компания, а запущенные за этот период навигационные сервисы позиционируют нас как оператора инновационного и действительно определяющего свое развитие на шаг вперед. К тому же повышению востребованности услуг по определению местоположения в значительной степени будет способствовать огромная территория нашей страны и различные, зачастую крайне неблагоприятные климатические зоны. Благодаря этому, организация удаленных распределенных систем мониторинга и учета без участия человека становится единственным способом обслуживать производственную, транспортную или иную инфраструктуру. В посткризисных условиях, когда оптимизация бизнес-процессов приобретает всё большее значение, возможность сэкономить на транспортной логистике благодаря навигационным услугам будет только возрастать.


[1]     Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — российская спутниковая система навигации. Абонентские терминалы ГЛОНАСС позволяют с высокой точностью отслеживать движение транспортного средства в реальном времени на территории всей России

[2]     Телематика (от англ.: telematics), или M2M (от англ. machine-to-machine или mobile-to-machine),– объединение телекоммуникаций и информационных технологий с целью передачи информации между различными устройствами на расстоянии. Взаимодействие между устройствами по каналам GSM - при помощи технологий GPRS, SMS или CSD (технология для передачи данных с коммутацией каналов в сети GSM). M2M устройства подразумевают объединение телекоммуникаций и информационных технологий для передачи на расстояние информации от различных устройств (например, банкоматов, уличных терминалов оплаты услуг, противоугонных систем, измерительных приборов и датчиков). 

Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: услуги мобильной связи, ГЛОНАСС/GPS, связь МТС, МТС, ГЛОНАСС, навигация, M2M

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга