rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Защита персональных данных: Граждане предпочитают Роскомнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) вчера, 6 июня 2011 года, обнародовала отчет о своей деятельности по защите прав субъектов персональных данных (ПДн) за 2010 год. Напомним, что контроль в этой сфере Роскомнадзор осуществляет согласно соответствующей статье ФЗ № 152 «О персональных данных». Согласно данным отчета, прошлый год стал для системы защиты прав субъектов персональных данных этапом динамичного развития, который характеризовался ростом качественных и количественных показателей. В целом, по данным Роскомнадзора, сегодня граждане России имеют достаточно широкие возможности для защиты своих прав в сфере защиты персональных данных, в том числе в судебном порядке. Но, как свидетельствуют итоги 2010 года, в подавляющем большинстве случаев предпочитают обращаться в Роскомнадзор.

Согласно данным отчета Роскомнадзора, главной характерной чертой деятельности уполномоченного органа стало пошаговое развитие. Если 2009 год был ознаменован как этап становления государственной системы контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства, то в 2010 году основной акцент был сделан на повышение качественной составляющей деятельности по защите прав субъектов ПДн. Помимо итогов деятельности регулятора  в 2010 году, в представленном отчете определены также приоритетные направления развития системы защиты прав субъектов персональных данных на 2011 год.

В 2010 году Роскомнадзором проведено 1253 проверки в отношении операторов, осуществляющих обработку персональных данных, из них 804 были плановыми и 449 внеплановыми. По результатам проверок было выдано 1908 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено и направлено на рассмотрение в суды 2996 протоколов об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения представленных материалов судами вынесены постановления о привлечении операторов к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 4,480 млн рублей. Для сравнения, за 2009 год общая сумма наложенных штрафов составила всего 75 тысяч рублей. В 506 случаях материалы проверок были направлены в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении операторов дел об административном правонарушении по статье 13.11, предусматривающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных. Более чем в 60% случаев органы прокуратуры направили представленные Роскомнадзором материалы в суд или приняли меры прокурорского реагирования.

При этом, как отмечается в отчете Роскомнадзора, с 2008 года остается неизменной группа категорий операторов ПДн, допускающих наибольшее количество нарушений законодательства в области персональных данных. «Лидерами» остаются кредитные организации и организации жилищно- коммунального хозяйства.

Как и в прошлые годы, особое внимание в 2010 году Роскомнадзор уделял вопросам соблюдения прав субъектов ПДн при их передаче операторами третьим лицам. При этом, по данным регулятора, если в 2009 году основный объем нарушений, допускаемый операторами ПДн при передаче персональных данных третьим лицам, касался отсутствия у оператора согласия субъекта персональных данных, то в 2010 году большая часть нарушений сводилась к отсутствию в договорах об оказании соответствующих услуг существенных условий конфиденциальности и безопасности обрабатываемых персональных данных, а также неуведомления субъекта о начале обработки его персональных данных.

Кроме того, В 2010 году распространение получила практика привлечения операторами ПДн сторонних организаций для продвижения своих товаров и услуг. При этом, главной особенностью указанной практики является использование привлекаемыми организациями собственных информационных баз персональных данных, зачастую незаконного происхождения. К примеру, в 2010 году был установлен факт продажи базы данных, содержащей резюме граждан, предоставленных при составлении заявки на различных интернет-сайтах, предоставляющих услуги по трудоустройству и подбору персонала.

«Подводя итоги контрольно-надзорной деятельности в 2010 году необходимо отметить, что, несмотря на определенные успехи в части приведения деятельности операторов ПДн в соответствие с требованиями Федерального закона, общий уровень нарушений по-прежнему остается высоким. Одними из главных проблем эффективности государственного контроля в области персональных данных остаются отсутствие в законодательстве положений, устанавливающих конкретные составы административных правонарушений в области персональных данных, а также действие трехмесячного срока давности по нарушениям в области ПДн, что делает затруднительным привлечение к административной ответственности операторов, осуществляющих обработку персональных данных с нарушением требований  ФЗ», - говорится в отчете Роскомнадзора.

Рост количества обращений граждан, поступающих в Роскомнадзор по вопросам защиты персональных данных, продолжается год от года. Если в 2009 году было зарегистрировано 465 обращений, то в 2010 году поступило 1829 обращений, что почти в четыре раза больше показателей 2009 года.

Тематика обращений в Роскомнадзор включает в себя как обращения граждан и юридических лиц о разъяснении положений законодательства в области персональных данных  (396  обращений(22 %), так и жалобы граждан на неправомерные действия операторов ПДн (1433 обращения(78 %). Из числа указанных 1433  жалоб, поступивших регулятору в 2010 году, по 506 (36 %) соответствующие материалы были направлены в органы прокуратуры. По результатам рассмотрения 596 (42 %) обращений факты нарушений не установлены,  в 157 (11 %) случаях операторы ПДн в добровольном порядке приняли меры по восстановлению нарушенных прав граждан. Во втором полугодии 2010 года по требованию Роскомнадзора в судебном порядке была прекращена деятельность 16 интернет-ресурсов, незаконно распространявших персональные данные граждан Российской Федерации.

По данным Роскомнадзора, в большинстве случаев граждане обращаются по вопросам нарушения ФЗ «О персональных данных» в части обработки их персональных данных без соответствующего согласия, незаконной передачи третьим лицам, а также по фактам нарушения условий конфиденциальности (опубликование, размещение в общественных местах различных списков, перечней, содержащих персональные сведения).

Наибольшее число обращений поступают на действия операторов связи, организаций ЖКХ, средств массовой информации, кредитных организаций. Вместе с тем, в большинстве случаев, жалобы заявителей на действия операторов связи и СМИ не подтверждаются.

Что касается отраслевой специфики предмета жалоб граждан, то для сферы ЖКХ наиболее распространенными являются жалобы на действия, связанные с предоставлением доступа неограниченного круга лиц к персональным данным (размещение в общественных местах различных списков, содержащих персональные данные  граждан, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг). СМИ чаще всего нарушают требования Федерального закона в части, касающейся опубликования персональной информации без соответствующего согласия.

В деятельности кредитных организаций чаще всего подтверждаются факты неправомерной передачи персональных данных третьим лицам (в частности, коллекторским агентствам), а также нарушение требований закона при продвижении своих услуг без предварительного согласия граждан. Наконец, у операторов связи, чаще всего обжалуются действия, связанные с передачей персональных данных третьим лицам, с заключением привлеченными организациями фиктивных договоров об оказании услуг связи.

«Анализ ситуации в сфере защиты персональных данных позволяет констатировать: сегодня граждане имеют достаточно широкие возможности для защиты своих прав, в том числе в судебном порядке. Но, как свидетельствуют итоги 2010 года, в подавляющем большинстве случаев граждане предпочитают обращаться в Роскомнадзор», - говорится в отчете Роскомнадзора.

Что касается пополнения Реестра операторов ПДн, то в 2010 году Роскомнадзором была проведена  работа по оценке прогнозной численности операторов, подлежащих регистрации в Реестре. Исходя из полученных сведений об общей прогнозной численности операторов (5 -7 миллионов), по оценке Роскомнадзора, включению в Реестр подлежат 2 - 2,5 миллиона операторов. Вместе с тем, количество операторов, представивших регулятору уведомления об обработке персональных данных в 2010 году, составило менее 8% от прогнозной численности операторов, подлежащих включению в Реестр. В 2010 году в Реестре было зарегистрировано около 100 тысяч операторов ПДн. В целом, по состоянию на 31 декабря 2010 года в Реестре зарегистрировано более 170 тысяч операторов ПДн.

2010 год стал этапом активизации деятельности операторов по выработке предложений, направленных на унификацию отраслевых подходов в деятельности по обработке персональных данных. Принимая во внимание актуальность этого вопроса, Роскомнадзор поддержал разработку операторами отраслевых стандартов, позволяющих обеспечить реализацию требований ФЗ№152 с учетом специфики и особенностей профессиональной деятельности.

Среди приоритетных направлений и задач, которые стоят перед Роскомнадзором на 2011 год в части надзора за исполнением положений закона «О персональных данных» в отчете регулятора среди прочих указаны: Оптимизация и усовершенствование взаимодействия с правоохранительными органами по выявлению розничных торговых точек, осуществляющих незаконную деятельность по реализации баз данных, содержащих персональные данные граждан, на физических носителях, работа по выявлению и пресечению деятельности ресурсов в сети Интернет, незаконно распространяющих персональные данные граждан в том числе в судебном порядке и посредством взаимодействия с уполномоченными органами иностранных государств и национальными регистраторами доменных имен. Также среди направлений деятельности названы подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области персональных данных и популяризация ФЗ №152 и повышение уровня правовой грамотности населения.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: безопасность, регулирование, Федеральный закон №152-ФЗ О персональных данных, Федеральный закон О персональных данных, закон №152-ФЗ О персональных данных, закон №152-ФЗ, роскомнадзор, защита персональных данных, персональные данные

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию

12.10.2021 Mail.ru натянул VK на глобус

06.10.2021 К концу 2021 года 86 % e-commerce будут конкурировать за счет UX

06.10.2021 «Марвел-Дистрибуция»: как создать обеспечить взаимодействие в территориально распределенной компании

14.09.2021 Нехватка компонентов не навредила рынку игровых ПК в регионе EMEA

09.09.2021 Пирог электронной коммерции готов к дележу

07.09.2021 Отечественный рынок ИТ-услуг показал 5-процентный рост

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию

12.10.2021 Mail.ru натянул VK на глобус

06.10.2021 К концу 2021 года 86 % e-commerce будут конкурировать за счет UX

06.10.2021 «Марвел-Дистрибуция»: как создать обеспечить взаимодействие в территориально распределенной компании

14.09.2021 Нехватка компонентов не навредила рынку игровых ПК в регионе EMEA

09.09.2021 Пирог электронной коммерции готов к дележу

07.09.2021 Отечественный рынок ИТ-услуг показал 5-процентный рост

ITSZ.RU: последние новости Петербурга

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию

12.10.2021 Mail.ru натянул VK на глобус

06.10.2021 К концу 2021 года 86 % e-commerce будут конкурировать за счет UX

06.10.2021 «Марвел-Дистрибуция»: как создать обеспечить взаимодействие в территориально распределенной компании

14.09.2021 Нехватка компонентов не навредила рынку игровых ПК в регионе EMEA

09.09.2021 Пирог электронной коммерции готов к дележу

07.09.2021 Отечественный рынок ИТ-услуг показал 5-процентный рост