Тесты цифровой техники

     
 

Рынок онлайн-образования в России и мире

Компания J’son & Partners Consulting представляет обзор быстрорастущей и перспективной отрасли онлайн-образования.

1. Типология

Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования: 

1. По стоимости: бесплатные, платные и freemium.

В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.

2. По времени: fixed time и open schedule.

В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.

3. По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные.

В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.

4. По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).

5. По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением.

В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний. 

2. Основные бизнес-модели

Основной продукт образовательных платформ – это контент. Существует несколько возможных способов его производства: 

1. Показ готового контента.

Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, UniverTV и другие.

2. Адаптация чужого контента.

Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy.

3. Использование пользовательского контента.

Например, записи вебинаров Zillion.

4. Собственное производство.

Например, Eduson, Универсариум, Web.University и ряд других.

Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные, качественно подготовленные и снятые курсы. 

Основные способы монетизации

  • Продажа программы из набора курсов (Uniweb, Eduson) – в среднем $200-500.
  • Продажа ролика (Besmart) – в среднем до $10.
  • Продажа курса (Web.University, Udemy) – в среднем до $100.
  • Продажа подписки на период (Нетология, ЯКласс, LinguoLeo) – $20-25 в месяц.
  • Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса (Cousera) – в среднем $50-80.
  • Продажа дополнительных услуг – консультации, проверка заданий и пр. (Earlydays) – в среднем $100-300.
  • Продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы (ResearchGate).
  • Обработка аналитики по загруженному контенту и подборка необходимых исследований за отдельную плату (Academia.edu).
  • Предоставление дополнительных платных сервисов, например, хранилища материалов и организации дискуссионных площадок для вузов (Mendeley).
  • Организация обучающей, рекрутинговой и PR-площадки для компании (Udacity). 

Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blended learning – смесь онлайн- и офлайн-обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 года, платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на средства компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами. 

Пример: Курс по созданию приложений на Android стоит $300, проходит 2 месяца.

Курс создан компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение преподавателей и финальные сертификаты. 

3. Мировой рынок

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году, когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.

Крупнейшие мировые ресурсы в области онлайн-образования

Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями Топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл.

Согласно оценке компании Docebo, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.

Мировая структура рынка онлайн-образования

4. Российский рынок

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 году, следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России.

Ключевые цифры и факты:

  • более 50 площадок;
  • 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
  • 78% слушателей занимаются изучением английского;
  • популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
  • превалирует платная модель.

Ниже представлена карта российского онлайн-образования по основным направлениям.

карта российского онлайн-образования по основным направлениям

карта российского онлайн-образования по основным направлениям

Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:

Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 году, сейчас предлагающий курсы по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;

Universarium (www.universarium.org) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 года по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;

UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.

Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.

примеры инвестирования в онлайн-образование

Источник: J’son & Partners Consulting, RusBase 

Российский рынок активно развивается и является одним из наиболее быстрорастущих в мире, о чем свидетельствует не только значительный интерес инвесторов, но и существующие прогнозы роста рынка**. Так, наиболее быстро в перспективе 2014-2016 годов будут расти рынки онлайн-образования в Азии (18% в год) и Восточной Европе (17%). Ключевым драйвером роста восточноевропейского рынка онлайн-обучения является активное развитие отрасли в Российской Федерации.

* известна оценка всей компании в $5,6 млн.

**компании Docebo

¹ Fixed time courses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.

² Более 7 млн пожертвований

 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Кадры, Web

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

16.10.2018 Цифровая трансформация: пора налить воду в бассейн

16.10.2018 На «ПРОФ-IT» показали отечественные интегрированные решения

15.10.2018 Россияне распробовали бесконтактные платежи

14.10.2018 Великий Новгород хочет стать цифровым регионом

09.10.2018 Информационная безопасность сбавит темы роста

04.10.2018 Цифровой опыт разочаровывает пользователей

03.10.2018 Microsoft обновляет Windows 10 и поднимает цену на Office 365

02.10.2018 Выдерни шнур: в Петербурге обсудили Multi-Cloud

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга