rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:

Тесты цифровой техники

Мероприятия

     
 
 
 
     
     
 

Рынок онлайн-образования в России и мире

Компания J’son & Partners Consulting представляет обзор быстрорастущей и перспективной отрасли онлайн-образования.

1. Типология

Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования: 

1. По стоимости: бесплатные, платные и freemium.

В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.

2. По времени: fixed time и open schedule.

В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.

3. По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные.

В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.

4. По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).

5. По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением.

В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний. 

2. Основные бизнес-модели

Основной продукт образовательных платформ – это контент. Существует несколько возможных способов его производства: 

1. Показ готового контента.

Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, UniverTV и другие.

2. Адаптация чужого контента.

Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy.

3. Использование пользовательского контента.

Например, записи вебинаров Zillion.

4. Собственное производство.

Например, Eduson, Универсариум, Web.University и ряд других.

Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные, качественно подготовленные и снятые курсы. 

Основные способы монетизации

  • Продажа программы из набора курсов (Uniweb, Eduson) – в среднем $200-500.
  • Продажа ролика (Besmart) – в среднем до $10.
  • Продажа курса (Web.University, Udemy) – в среднем до $100.
  • Продажа подписки на период (Нетология, ЯКласс, LinguoLeo) – $20-25 в месяц.
  • Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса (Cousera) – в среднем $50-80.
  • Продажа дополнительных услуг – консультации, проверка заданий и пр. (Earlydays) – в среднем $100-300.
  • Продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы (ResearchGate).
  • Обработка аналитики по загруженному контенту и подборка необходимых исследований за отдельную плату (Academia.edu).
  • Предоставление дополнительных платных сервисов, например, хранилища материалов и организации дискуссионных площадок для вузов (Mendeley).
  • Организация обучающей, рекрутинговой и PR-площадки для компании (Udacity). 

Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blended learning – смесь онлайн- и офлайн-обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 года, платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на средства компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами. 

Пример: Курс по созданию приложений на Android стоит $300, проходит 2 месяца.

Курс создан компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение преподавателей и финальные сертификаты. 

3. Мировой рынок

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году, когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.

Крупнейшие мировые ресурсы в области онлайн-образования

Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями Топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл.

Согласно оценке компании Docebo, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.

Мировая структура рынка онлайн-образования

4. Российский рынок

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 году, следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России.

Ключевые цифры и факты:

  • более 50 площадок;
  • 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
  • 78% слушателей занимаются изучением английского;
  • популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
  • превалирует платная модель.

Ниже представлена карта российского онлайн-образования по основным направлениям.

карта российского онлайн-образования по основным направлениям

карта российского онлайн-образования по основным направлениям

Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:

Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 году, сейчас предлагающий курсы по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;

Universarium (www.universarium.org) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 года по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;

UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.

Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.

примеры инвестирования в онлайн-образование

Источник: J’son & Partners Consulting, RusBase 

Российский рынок активно развивается и является одним из наиболее быстрорастущих в мире, о чем свидетельствует не только значительный интерес инвесторов, но и существующие прогнозы роста рынка**. Так, наиболее быстро в перспективе 2014-2016 годов будут расти рынки онлайн-образования в Азии (18% в год) и Восточной Европе (17%). Ключевым драйвером роста восточноевропейского рынка онлайн-обучения является активное развитие отрасли в Российской Федерации.

* известна оценка всей компании в $5,6 млн.

**компании Docebo

¹ Fixed time courses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.

² Более 7 млн пожертвований

 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Кадры, Web

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

24.04.2017 Мобильность перестроит дорожное движение

19.04.2017 РАЭК посчитал цифровую экономику РФ

18.04.2017 Сетевое взаимодействие: поле для роста

13.04.2017 «МегаФон» ставит на SMS

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга