Не кнутом, но пряником

7 сентября 2011 года компания COMDI и Единая образовательная сеть «Дневник.Ру» объявили о начале стратегического партнерства. Основной целью сотрудничества является широкое внедрение в российскую систему образования основанных на online-видео-сервисах современных технологий преподавания, обучения и контроля успеваемости.

Компания COMDI – это отечественный разработчик и провайдер сервисов для проведения web-семинаров и дистанционного обучения через Интернет на основе видеокоммуникаций. Впервые на рынок собственный сервис компания вывела в 2009 году, а в 2010 году сервис для организации встреч online стал победителем национального конкурса «Премия Рунета 2010» в номинации «Технологии и инновации». К настоящему моменту с использованием сервиса COMDI было организовано более 20 тысяч online-мероприятий с участием более полутора миллионов пользователей, в том числе первых лиц государства. Компания намерена предлагать свои сервисы в Германии, уже готова версия для запуска на Североамериканском рынке.

Генеральный директор COMDI Дмитрий Скрипников рассказал, что компания активно работает в сфере образования. «COMDI – единственная российская компания, получившая сертификат соответствия своего программно-методического комплекса требованиям Российской академии образования», - подчеркнул он.

Генеральный директор COMDI Дмитрий Скрипников

Проект «Дневник.Ру» стартовал в 2007 году. Сегодня к этой образовательной сети подключено больше трети российских школ. К середине 2011 году эта сеть насчитывала свыше полутора миллионов пользователей: школьников и их родителей, учителей и специалистов из системы Министерства образования и науки РФ. В частности, это 13 тысяч школ, более одного миллиона учеников, более 160 тысяч учителей и почти 365 тысяч родителей. Планируется подключение к новым электронным сервисам более 30 тысяч школ Москвы, Петербурга и других городов и населенных пунктов России.

По словам генерального директора «Дневник.Ру» Гавриила Леви, в настоящее время портал «Дневник.Ру» объединяет инструменты социальной сети и функции электронного документооборота для обеспечения широкой поддержки и сопровождения образовательного процесса. В перечне функций – электронный дневник ученика, журнал учителя, расписание, домашние задания, электронная библиотека, словари, переводчики, инструментарий быстрого создания школьных сайтов, а также средства внутришкольного контроля. В электронных дневниках ежедневно выставляется около миллиона оценок.

Генеральный директор «Дневник.Ру» Гавриил Леви

Участники соглашения надеются, что сотрудничество позволит вывести функциональность «Дневник.Ру» на новый уровень, добавив к его сервисам мультимедийную составляющую. Гавриил Леви подчеркнул, что «Дневник.Ру» разработан в соответствии с идеологией приоритетного национального проекта «Образование». Он отметил, что современные дети уже не в состоянии воспринимать информацию в том формате, который действовал несколько десятилетий назад – учиться также, как это делали родители, бабушки и дедушки. Вместе с тем, сейчас ребенок необычайно быстро осваивает современные технологии – прекрасно ориентируется в сети Интернет, участвует в форумах, без проблем может пользоваться мобильными устройствами. Можно либо лишить его всего этого на уроках, либо предложить альтернативные прошлым методы образования. Альтернатива – и есть основная задача проекта.

Проект был протестирован в школах зимой, во время вынужденного перерыва на карантин, и во время школьных каникул. Во время карантина наблюдался пик посещения портала. По сути, это был вариант дистанционного обучения. По словам Гавриила Леви, вполне можно перевести в электронный формат лекционную часть, а «живые» уроки посвятить обсуждению, обмену мнениями. Однако практика показала, что обсуждение на форуме оказывается даже более эффективно и интересно ученикам: высказываются буквально все – и отличники, и те, кого до сих пор называют «неуспевающими».

Александр Прутченков, действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института семьи и воспитания Российской академии образования, отметил, что при внедрении новых форм обучения важно соблюсти баланс: сочетать дистанционное и обычное, очное обучение, так как живое общение с учителем и одноклассниками необходимо.

Александр Прутченков, действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института семьи и воспитания Российской академии образования

Однако для успешного внедрения новых технологий необходимо решить ряд проблем. Одна из них – принятие соответствующих нормативных актов, без которых школа эти технологии внедрять попросту не будет. Также сложный вопрос – педагогические кадры, без которых никакая современная технология работать не будет. А пока – если из десяти учителей у четверых имеется электронная почта – это уже хорошо.  Третий момент – техническая составляющая. Технологий должно быть много, чтобы имелся выбор. Также острая проблема – содержание обучающих программ, потому что сейчас требуется нечто большее, чем просто оцифрованный учебник. Авторские же курсы – это проблема авторских прав, которая пока не решена.   

Что касается практики применения, то регионы относятся к данному проекту по-разному. Некоторые школы сами проявляют инициативу и подключаются к сети. Сейчас внедрение производится в 14 регионах страны. Одним из тормозящих факторов является огромное количество бумажных документов, которые учителя вынуждены производить и предоставлять в вышестоящие инстанции: это учебные планы, отчеты, журналы посещаемости, различные ведомости и так далее. Все это почти не оставляет времени для внедрения электронного формата обучения. Александр Прутченков пояснил, что эта проблема станет не столь острой, когда будут юридически уравнены бумажные и электронные документы. То есть нужда легитимность статуса электронных документов.

Гавриил Леви подчеркнул, что процесс обучения с помощью электронных средств должен быть, прежде всего, более интересным. Любой предмет может быть очень интересен, если его соответствующим образом преподнести школьникам. То есть, необходимо стремиться к тому, чтобы ученик приходил к знаниям не через «кнут», но через интерес. По словам Гавриила Леви, ученик сможет выбирать, видеоурок какого учителя посетить. Правда, не совсем понятно, как это будет реализовано на практике.

Важным направлением сотрудничества COMDI и компании «Дневник.Ру» станет проект «Академия Дневника», в рамках которого его участники уже приступили к созданию на портале библиотеки учебных видеоматериалов для online-образования по основным школьным предметам. Осуществление этих планов означает, что к концу 2011 года в России впервые возникнет специализированная социальная сеть, объединяющая потенциальных поставщиков и потребителей сервисов дистанционного образования и имеющая масштаб, достаточный для создания и быстрого развития рынка этих услуг.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Кадры, Web

Ключевые слова: web site, web сайт, онлайн веб, веб страницы, веб общение, через веб, курсы, обучение, курсы обучение, центр обучения, дистанционное обучение, онлайн, веб, web, социальная сеть, web-портал, учебный центр

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

27.03.2020 Рунет и дети: перед карантином

25.03.2020 «МойОфис» ставит на Африку

24.03.2020 Интернет-ретейл: есть ли жизнь во время COVID-19

18.03.2020 4G и 5G увеличат инвестиции в технологии выездного обслуживания

11.03.2020 LTE-заплатка на российский 5G

11.03.2020 Архивы электронных документов: хранить нельзя уничтожить

20.02.2020 Глобальные расходы на ИКТ в 2020 году достигнут $4,3 трлн

18.02.2020 $8 млрд на 5G-IoT заработают операторы

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга